Что ожидает рынок вина в ЕАЭС?

закон о виноградарстве и виноделии, ЕАЭС

Пандемия коронавирусной инфекции внесла значительные коррективы в жизнь большинства стран мира. При этом COVID-19 коснулся не только сфер экономики и политики, но и повседневной жизни людей. Из-за режима самоизоляции повсеместно возросло потребление горячительных напитков, а онлайн-торговля ими стала набирать небывалую скорость. На этом фоне возник закономерный вопрос, в каком сегодня состоянии находится рынок алкогольной продукции в Евразийском экономическом союзе и что его ожидает в будущем?

Если обратиться к общей ситуации в сфере торговли алкоголем в ЕАЭС, то становится очевидно, что проблем в ней достаточно много. И как бы участники объединения ни стремились решить существующие между собой противоречия последних лет, процесс урегулирования спорных моментов все еще далек от своего завершения. Примечательно то, что, как и в случае с большинством товарных позиций, оборот которых осуществляется в ЕАЭС, многое в решение проблемы торговли алкоголем зависит от России.

Можно вспомнить, что главной проблемой взаимоотношений по вопросу оборота алкогольной продукции является установление норм акцизов и существующие между странами таможенные барьеры. Например, в Белоруссии действует режим «специмпортеров», а в России по-прежнему существует целый ряд препятствий для импортного алкоголя, включая дорогостоящее лицензирование.

Переговоры по решению данных проблем в ЕАЭС ведутся не первый год. Еще в 2012 году шла речь о необходимости регулирования норм акцизов, которые позволили бы алкогольной продукции стран союза конкурировать на равных не только между собой, но и с завезенным на территорию объединения импортным алкоголем. Однако до настоящего времени так и не принято решения, которое в полной мере удовлетворило бы всех. Правда, в 2019 году стороны все же смогли найти определенный консенсус в отношении диапазона отклонений от ориентировочных ставок акцизов на алкоголь. Кроме того, был принят технический регламент ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», который с 2021 года должен позволить обеспечить обращение алкоголя в Союзе без дополнительных требований. Однако все это пусть и упрощает торговлю горячительными напитками в ЕАЭС, но не решает всех существующих проблем. Особенно если учитывать, что главным рынком сбыта является Россия, где до последнего времени не были готовы ущемлять своих производителей в угоду партнерам по ЕАЭС.

В то же время, как показывают последние события, в Москве с каждым годом все больше приходят к пониманию, что идти на уступки все же придется, хотя российские производители смотрят на это с большой долей скептицизма. Так, например, в России решили всерьез взяться за торговлю вином. При этом, как считают аналитики, нынешние решения российских властей носят неоднозначный характер.

С одной стороны, Москва действительно стала делать шаги навстречу свои партнёрам по ЕАЭС. В частности, в начале июля Государственная дума РФ приняла закон о торговле вином, изготовленным в Евразийском экономическом союзе, его потреблении и рекламе на специализированных ярмарках. Согласно ему, винные ярмарки, на которых будет представлена продукция из стран ЕАЭС, могут длиться две недели. На них будет разрешено не только торговать вином и шампанским, но и рекламировать их, а также проводить дегустацию. При этом оговаривается, что представленное на ярмарках вино должно быть изготовлено только из винограда, выращенного в этих странах.

Кроме того, 21 июля стало известно, что российские парламентарии после двух лет обсуждения приняли поправки в закон «О рекламе». Согласно им, в России разрешается реклама вина и шампанского, произведенных странами ЕАЭС, но вновь только «из выращенного на территориях соответствующих государств-членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза». В настоящее время подобная реклама разрешена только для вин и шампанских, произведенных в РФ из выращенного на ее территории винограда. Их можно рекламировать на выставках пищевой продукции, за исключением детской, а также на телевидении и радио с 23 часов до 7 часов.

Что касается рекламы вина, произведенного в государствах-членах ЕАЭС, то пока она разрешается только на выставках пищевой продукции и выставках организаций общественного питания. К слову, требование к производителям ЕАЭС подтверждать, что виноград был выращен на территории их стран, довольно прохладно воспринимается в Белоруссии, где с производством собственного качественного сырья по объективным причинам существуют проблемы. Чего нельзя сказать об Армении или Киргизии.

С другой стороны, последние решения и общая направленность современной российской политики в отношении производителей вина ставят последних в определенный тупик. Разрешая участникам ЕАЭС свободно рекламировать свою винную продукцию, власти РФ в самой стране условия производства и торговли вином только усложняют. Например, 26 июня в силу вступил закон о виноградарстве и виноделии, который прописывает требования к маркировке, производству и продаже вина, а также меры господдержки. Согласно ему, «вином России» можно называть только вино, произведенное на 100% из отечественного винограда. Российская же продукция из иностранного виноматериала может называться лишь «виноградосодержащим напитком», а на бутылках и на полках должна быть надпись – «Не является вином».

Данный закон уже вызвал волну возмущения среди российских производителей, которые заявили, что в стране попросту нет достаточного количества собственного виноматериала. Согласно статистике, площади виноградников в РФ в 2019 году составили 95,9 тыс. га, а для обеспечения отрасли сырьем надо не менее 200-250 тыс. га, для чего может потребоваться 10 лет.

При этом данное решение входит в противоречие с рядом документов ЕАЭС. Так, по упомянутому выше техрегламенту «О безопасности алкогольной продукции», на территории союза не предусматривается никаких ограничений по стране происхождения виноматериала и смешиванию своего и импортного вина. Кроме того, нет в нем и понятия «вино России». Поэтому, как считают эксперты, из-за несоответствия российского закона регламенту ЕАЭС в будущем вполне возможны проблемы в правоприменительной практике.

Более того, нет подобных ограничений и в национальных законодательствах стран-участниц ЕАЭС. Так, в Белоруссии вино называется вином вне зависимости от того, где оно произведено. В республику сырье импортируют из Молдавии, Грузии, Чили и ряда других стран, что лишь обозначается на этикетках как «виноматериал». Никакой маркировки по типу «виноградосодержащих напитков» в стране официально делать пока не требуется.

Кроме того, стоит помнить, что до сих пор не ясно, как в России будут проверять то, что напитки изготовлены из своего сырья, так как в отличие от РФ, где создается реестр виноградных насаждений, в рамках ЕАЭС такой практики нет. Правда, как отмечают аналитики, серьезной конкуренции российским виноделам из стран ЕАЭС пока ждать не приходится. За последние годы доля вина и шампанского из стран Союза остается небольшой. Как правило, из Армении на российский рынок поступает коньячная продукция, из Белоруссии – чаще всего фруктово-ягодные напитки и крепкий алкоголь, а вин из Киргизии и Казахстана в России практически нет. Да и в общем объеме алкогольной продукции в РФ страны ЕАЭС занимают крайне незначительное место по сравнению не только с местными производителями, но и другими импортерами из-за пределов союза.

Так, если проследить итоги 2019 года, то оказывается, что на российском рынке возобновился рост поставок преимущественно европейского вина. Свои позиции восстановили Испания (+44% к объемам 2018 года), Италия (+10,6%) и Франция (+6,1%). Кроме того, увеличился импорт вин из Грузии (+13,9%) и Молдавии (+81%). Именно эти пять стран, а вместе с ними и Украина, продолжают оставаться главными импортёрами вина не только в Россию, но и на территорию всего ЕАЭС. При этом та же Украина, как и Россия, за последние годы стала все больше экспортировать свою продукцию в соседнюю Белоруссию. Оборот же импортного вина в Армении или Киргизии настолько мал, что степень его влияния на общий рынок данной продукции в этих странах крайне незначительна. В отличие, например, от Казахстана, где около 40% рынка вина приходится на импорт, а наиболее крупными импортёрами, как и в случае с Белоруссией и Киргизией, являются Молдавия и Грузия.

Несмотря на все вышеперечисленное, нельзя отрицать того факта, что странам ЕАЭС необходимо продолжить поиск наиболее приемлемых путей для решения существующих проблем в вопросе оборота алкогольной продукцией на территории объединения. Создание условий для устойчивой и честной конкуренции в рамках Союза позволит его участникам не только успешно конкурировать с иностранными производителями алкоголя, но и развивать данное направление на национальном уровне. Это, в свою очередь, приведет к производству более качественной продукции и, как следствие, снизит неблагоприятные социальные последствия потребления алкоголя.