Реклама вина может вернуться на телеэкраны

Закон о вине, Госдума, виноградарство, виноделие

В Госдуме одобрили комплекс мер по поддержке отечественного виноделия.

В России планируют продавать вино на специальных ярмарках и фестивалях без использования стационарных объектов и торговать им через Интернет. Соответствующие меры по развитию виноделия содержатся в законопроекте, принятом Госдумой в первом чтении на пленарном заседании 8 ноября. В перспективе, уверены парламентарии, документ поможет вдвое увеличить площадь виноградников в стране. Чтобы стимулировать процесс, депутаты уже готовят поправки в проект, разрешающие рекламу вина в СМИ.​

Над законопроектом о вине думали 15 лет

Впервые в России закон о виноделии был принят в 1914 году. Он устанавливал правила выделки, хранения и продажи виноградных вин. Современные требования к «солнечному напитку» прописаны в законе о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Правда, документ связан, в первую очередь, с производством напитков с высоким содержанием спирта и не учитывает технологических особенностей производства вина. В течение последних полутора десятков лет предпринимались попытки разработать отдельный документ, регулирующий винодельческую отрасль. Появившийся в итоге проект закона, подготовленный группой единороссов, уже получил одобрение сообщества виноградарей и виноделов.

Россия может стать винодельческой державой

Во всех винодельческих странах мира виноградное вино — это самостоятельный предмет правового регулирования. Именно на таком подходе основан законопроект, устанавливающий меры государственного стимулирования виноградарства и виноделия, а также учитывающий особенности производства вина с защищённым географическим указанием и наименованием места происхождения.

Законопроект, по замыслу его авторов, позволит разграничить производство алкогольной продукции на основе этилового спирта и «благородных напитков», производимых из винограда. В документе говорится о мерах поддержки при закладке новых виноградников и развитии питомников для производства новых сортов винограда. Уточняется, что продавать вина на специальных ярмарках и фестивалях можно будет без использования стационарных торговых объектов.

В отличие от других алкогольных напитков, покупать вино россияне смогут дистанционно, через Интернет. Контролировать виноделие и виноградарство станет Правительство РФ. В государственный реестр виноградных насаждений нужно будет вносить исчерпывающие сведения о виноградниках, начиная с информации об их местонахождении и заканчивая урожайностью каждого сорта винограда. Собранный урожай и произведённую из него алкогольную продукцию нужно будет ежегодно декларировать.

По словам одного из авторов документа, члена Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Константина Бахарева, закон о виноделии нужен для создания максимально прозрачных правил поведения в этой отрасли и для снижения зависимости от импорта. Согласно документу, всю винодельческую продукцию, произведённую в нашей стране, объединят брендом «Вино России». Кстати, за последние годы российские вина получили несколько сотен наград на главных международных винных конкурсах в Европе, Америке и Азии. Качество нашего вина признали такие признанные эксперты, как итальянцы и французы. В Госдуме уверены, что в России есть все необходимые природные условия для того, чтобы в производстве вина встать в один ряд с ведущими винодельческими державами.

Виноградников станет в два раза больше

При рассмотрении законодательной инициативы депутаты отметили, что в государственной Концепции по снижению злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма до 2020 года говорится об изменении структуры потребления населением алкогольной продукции. Как пояснил первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко, предусматривается переход с северного типа употребления алкоголя, когда люди пьют крепкие напитки, на южный — когда отдают предпочтение винам. Депутат поддерживает законопроект и считает, что больше внимания нужно уделять научным разработкам в виноградарстве и подготовке кадров в этой области.

Законопроект направлен в том числе и на увеличение площадей виноградников. Глава думского Комитета по аграрным вопросам коммунист Владимир Кашин подчеркнул, что в последние несколько лет господдержка развития виноградарства увеличилась. В 5,5 раза выросли капиталовложения в закладку новых садов плодовых культур и виноградников. Сейчас Россия использует пригодные для виноградарства земли не более чем на 15 процентов, в результате более 40 процентов вина и виноматериалов к нам ввозят из-за рубежа. Площадь виноградников равна 90 тысяч гектаров, а в ближайшие годы Минсельхоз планирует увеличить её до 200 тысяч гектаров. И тогда на полках магазинов российских вин будет больше, чем импортных.

Судя по наблюдениям депутата от ЛДПР Дмитрия Савельева, сейчас в магазинах не 40, а 95 процентов импортных вин. Он спросил, когда можно ожидать эффекта от законопроекта. Константин Бахарев ответил, что производство вина — это долгий процесс, так что эффект будет через три-пять лет.

Ко второму чтению законопроекта Комитет Госдумы по экономической политике предлагает внести в документ ряд уточнений. Член комитета единоросс Виктор Зобнев считает, что законопроект должен касаться производства вина исключительно из российского винограда. Нужно также доработать требования к лицензированию производства обычных и игристых вин, ввести жёсткие требования по обороту винодельческой продукции на ярмарках и фестивалях. Есть предложение либерализовать рекламу вина в СМИ, чтобы способствовать продвижению отечественной винодельческой продукции.

Справка

В последние годы были приняты три принципиально важных для развития отрасли документа.

В 2013 году Правительство утвердило постановление, в соответствии с которым виноградные, шампанские и игристые вина, произведённые из российского сырья, включены в перечень сельскохозяйственной продукции. Это позволило виноделам получить статус сельскохозяйственных производителей.

В 2014 году внесены изменения в Бюджетный кодекс России, и теперь виноделы могут рассчитывать на господдержку.

В 2015 году вступил в силу федеральный закон, который внёс кардинальные изменения в законодательную базу в винодельческой отрасли. Введена классификация вин по географическому принципу, правом производства и оборота вина из российского винограда наделены все категории сельхозпроизводителей, включая крестьянские, фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей, для которых предусмотрен упрощённый порядок маркировки алкогольной продукции и определены полномочия саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов.