"Винный" Крым: как жители полуострова стали искусными виноделами

Крым, виноделие, гаражное виноделие, Павел Швец

В Крыму новый тренд — гаражное виноделие. Любители по-настоящему хорошего вина покупают небольшие участки и устраивают на них виноградники.

За всем процессом — от подбора саженцев до дизайна этикеток — следят сами. Ставку делают не на объем, а на качество. Попробовать вино, которое производят в российских шато, с этого года смогут не только ценители, но и простые туристы. Власти полуострова представили новый туристический маршрут — "Винная дорога Крыма". Подробности — в сюжете РЕН ТВ.

Если надо, житель Крыма Олег Репин и на трактор сядет, и каждый саженец на грядке проверит сам, ведь он из тех, кто любит контролировать весь процесс: от лозы до бокала. А уж когда закладывается новый виноградник, никаких мелочей в принципе быть не может.

"Это культура многолетняя, и ты сажаешь виноградник на многие годы. И ты не должен совершать ошибок, чтобы тебе не пришлось все эти долгие годы их исправлять и мучиться", — говорит он.

Таких, как Олег Репин, называют гаражными виноделами. К нелегалам, которые химичат по подсобкам, это не имеет никакого отношения. Термин французский, и там гаражники — это те, кто знает, каким должно быть хорошее вино, и на своем маленьком винограднике делает все по правилам. 

"Нас не интересует урожай, большой урожай в виде вала. Интересует урожай конкретно с одного растения. Чтобы сделать хорошее вино, я планирую собирать не больше одного килограмма с куста", — рассказывает он.

Такой подход приносит результаты: его "Ризлинг" и "Каберне совиньон" неоднократно срывали аплодисменты уважаемых европейских сомелье. И Репин такой не один. Крым сейчас переживает бум крафтового виноделия. У Сергея Бескаравайного все стены увешаны дипломами и грамотами с международных выставок. Его продукцию в супермаркетах не купить, но проблем со спросом винодел не испытывает.

"Заинтересованные лица есть, которые понимают в продукте, их становится больше и больше, то есть вино любят, вино, скажем так потребление, в хорошем смысле молодеет", — рассказывает Сергей Бескаравайный.

Интерес возрос настолько, что в Крыму с этого года даже открывают специальный туристический маршрут — "Винная дорога Крыма". Теперь ни одна винодельня от внимания ценителей не ускользнет.

"На данный момент в проекте участвует порядка 11 хозяйств, ну так, для старта. Там есть и СКЛ маленькие, действительно гаражные производства, действительно шато, с прекрасным видом, который открывается с их виноградников", — рассказывает министр курортов и туризма республики Вадим Волоченко.

Многие хозяйства без такой карты не найти — от глаз туристов, да и вообще от цивилизации, они спрятаны высоко в горах.

"В биодинамике важно, чтобы вокруг лоз было максимальное количество жизни во всем ее многообразии — чтобы было много всяких жучков, паучков, червячков, насекомых, бактерий, — и, когда всего этого много, редкая тварь может расплодиться в таком количестве, чтобы повредить винограду. Находится естественный враг, который ее съедает", — рассказывает винодел Павел Швец.

К тому же чем выше в горы, тем сильнее виноград отличается от равнинного. Причем даже если сорт — один и тот же.

В Крыму можно найти подходящие условия для выращивания вообще любого сорта винограда. Здесь на двух соседних участках может отличаться состав почвы, на северной стороне склона ягода растет не так, как на южной, ну а если проехать 5–10 км вглубь полуострова, дальше от моря, это будет совсем другой температурный режим. И такая вариативность открывает гигантское поле для экспериментов.

Впрочем, экспериментировать начинают не в поле, а здесь — в лаборатории. В Крыму есть целый институт виноделия и виноградарства. Там на протяжении почти двух веков селекционеры скрещивают и размножают самые удачные сорта.

"Ее взяли, вот эту точку роста, посадили — с одной точки роста получили сразу сто точек роста. Если вам в поле понадобится 10 лет, чтобы все это сделать, то здесь вы за один год можете получить целый гектар", — отметил главный научный сотрудник Института "Магарач" Владимир Волынкин.

Именно в этом институте и вывели сорт "рубиновый Магарача" — тот, который сегодня высаживает на своих шести гектарах Олег Репин. Его сейчас почти никто не выращивает, так что вино должно получиться эксклюзивным. Правда, будет это еще нескоро: четыре года пройдет, пока эти саженцы превратятся в кусты и дадут первый урожай, еще два года потребуется, чтобы сделать вино — в общем, виноделие, такое, каким оно должно быть, процесс небыстрый, но профессионалы уверены: оно того стоит.