Автохтоны медленно, но наступают
V Черноморский Форум Виноделия (ЧФВ), прошедший в Варне в конце июня 2018 года, показал усиление интереса байеров к автохтонам, а международный дегустационный конкурс Форума «Вина Черного Моря 2018» (ВЧМ 2018) по сравнению с конкурсом прошлого года зафиксировал рост вин из автохтонных сортов, которые стали победителями и призерами с 22% до 32%.
Одной из основных задач Черноморского Форума Виноделия является поддержка развития производства вин из автохтонных сортов, подчеркивающих географическую и культурную уникальность виноделия России, Кавказа и Балкан. Тема поддержки автохтонов постоянно возникала в выступлениях и дискуссиях как российских, так и зарубежных энологов, предпринимателей и руководителей винодельческой отрасли стран-участниц на протяжении всех пяти Форумов и конкурсов «Вина Черного Моря».
Среди победителей ВЧМ 2018 не только уже общепризнанные Саперави, Ркацители, Мцване, Оджалеши, Мелник, Грашевина, Вранец (Вранац) и др., но и пока малоизвестные потребителю крымский Кокур, тракийский Мавруд и южно-молдавский Онитцкань.
Кроме автохтонов как таковых хорошо зарекомендовали себя на конкурсе и районированные, ставшие уже историческими для региона сорта (многие из экспертов также уже относят их к местным сортам) – это и болгарская Тамянка, румынская Тымыйоасэ, хорватско-венгерский наследник австрийских традиций Португизер (Португизац, Кекопорто), а также Мюллер-Тургау - центрально-европеец, ставший «местным» на Западных Балканах. Традиционные участники когорты победителей прошлых лет – Фетяска Нягрэ, Фетяска Регала и Фетяска Альба в этом году, несмотря на участие румынских и молдавских компаний, сдали свои позиции. На конкурсе были в основном выставлены молодые вина, а урожай 2017г. оказался для «фетясок», пожалуй, сравнительно не самым лучшим.
Процент вин-автохтонов – победителей и призеров ВЧМ 2018 в среднем несколько выше рынка, поскольку данные, полученные от руководителей винодельческих отраслей региона, показывают, что в среднем автохтоны занимают лишь 7-15% продаж в большинстве стран региона.
Ситуация, однако, сильно отличается в разных странах региона:
Абсолютным чемпионом по автохтонам является Грузия, где 99% вина производится из автохтонов, более того, Саперави и Ркацители стали международными региональными сортами: среди победителей конкурса было Ркацители не только из Грузии, но и из Болгарии и Молдавии.
Новое виноделие Армении активно развивается в основном как автохтонное, но на рынок вина из Армении пока влияют мало, поскольку пока объемы производства вин относительно небольшие.
В Хорватии, с развитием достаточно большого разнообразия местных сортов и прежде всего белой Грашевины и «дяди Зинфанделя» красного сорта Плавац Малый, установился некоторый паритет местных и международных сортов.
Активное продвижение сорта Вранац (Вранец) в последние годы резко увеличивает процент автохтонов в Македонии. Среди победителей нашего конкурса три вина из Вранаца, включая вино, набравшее самый высокий балл на конкурсе – это «Аджупка» (что означает «цыганка» на македонском диалекте) – красное вино 2012г. македонской компании Бовин.
Большая часть вина в Греции производится из автохтонов, для пресловутого усиления экспортного потенциала активно внедряется с подачи европейских консультантов тенденция к развитию блендов местных и международных сортов. Однако Греция и здесь стала «enfant terrible» Евросоюза. Будучи уже несколько лет на первом месте по получению субсидий от Еврокомиссии на развитие виноделия, греки, получая около 200 млн. евро ежегодно и путешествуя с размахом по мировым выставкам сотнями участников, пока совсем не преуспели в экспорте и развитии узнаваемости своих вин в том числе и автохтонов, за границей своей страны они остаются интересны пока только для «продвинутых» винолюбителей, но не для широкой публики.
Ставка на один-два автохтонных сорта – челленджера, способных поднять интерес к местным сортам как таковым, оправдавшая себя в Хорватии и Македонии, в Болгарии пока не сработала. Несмотря на большие надежды на международный интерес к самому древнему балканскому автохтону – мощному красному сорту Мавруд (известному уже более тысячи лет), процент автохтонных вин на рынке не растет и составляет примерно 12%. А ведь еще в 1960-е годы две трети болгарских вин производились из автохтонов, сейчас же чемпионы тех лет красные Памид и Мелник и белый Димят продаются относительно в небольших объемах и культивируются больше в домашнем виноделии. Каберне Совиньон как мотор болгарской мировой винной экспансии в 1980-е годы (Болгария была тогда второй по объему экспорта вина в мире) сменяется в основном на Мерло и Шардоне. Последний сорт настолько стал популярен, что эксперты говорят о «шардонизации» винного экспорта страны, хотя сами болгары, как и десятилетия назад предпочитают красные сорта. Примерно такой же процесс происходит сейчас и в Молдавии, ставка на Фетяску и на уникальный красный сорт – Рару Нягрэ пока не оправдывается. Немного эффективней работают с Фетяска Альба, Фетяска Регала и Фетяска Нягрэ в Румынии, где эти сорта утратили меньшую долю рынка, если сравнивать с Молдавией.
Усилиями россиян в Варне (особенно отличились на V ЧФВ вина Дома Захарьиных) также ярко был представлен ряд местных российских сортов: эксперты признали уникальность и качество Кокура и Бастардо Магарачского.
В конце списка стран региона, производящих автохтоны и делающих ставку на местные сорта, пока находятся Азербайджан и Турция, хотя признанные экспертами азербайджанские вина из красного сорта Мадраса (Матраса) и белого Баян Шира вполне могли бы занять свое место на рынке, тоже самое можно сказать и о турецких винах из красных сортов Каледжик Карасы и Богазкере, завоевавших немало призов на международных конкурсах. В Азербайджане небольшой процент автохтонов объясняют низким качеством саженцев местных сортов. Среди граждан Турции вино (и вообще алкогольные напитки) потребляют не больше 30% взрослого населения, но даже и этот процент постепенно падает. Почти половину потребления вина обеспечивают многочисленные туристы, предпочитающие бюджетный отдых, они не особенно желают тратиться на более сложные и зачастую более дорогие автохтонные вина.
Для поддержания интереса производителей и потребителей к развитию автохтонов России, Балкан и Кавказа на VI ЧФВ в рамках дегустационного конкурса «Вина Черного Моря 2019» по решению Правления ЧФВ учреждается специальная номинация «Лучшее вино из автохтонного сорта».