Частные винодельни могут занять освободившиеся ниши при наличии рынков сбыта
Вина небольших хозяйств пока больше реализуются в ресторанах, на дегустациях и фестивалях.
«Недавно побывала в двух частных небольших винодельнях Крыма. Продукция отличная. Но реализуют ее в основном на турах дегустации. Хозяева жалуются, что поставлять вина в магазины или рестораны не удается. Лицензию на розничную торговлю получить сложно. Оборудование по розливу дорогое, как и стеклянные бутылки. В итоге при малых объемах производства вина частных виноделен получаются намного дороже заводских — две, а то и три тысячи рублей за бутылку. Поэтому небольшие хозяйства проигрывают конкуренцию», — рассказала журналист Татьяна Романова.
Снизить стоимость вина могли бы законодательные изменения, говорит руководитель отдела инвесткомпании Fontvielle Сергей Соловых.
«Малые предприятия не могут воспользоваться субсидиями и налоговыми вычетами. Чтобы обезопасить рынок от некачественных алкогольных напитков, введены ограничения на производство вин небольшими хозяйствами. Кроме того, торговым сетям небольшие поставки невыгодны», — отметил эксперт.
Для поддержки частных виноделен стоит пересмотреть меры поддержки производства и помочь с реализацией, например, выделив в магазинах отдельные полки. Сейчас такое тоже практикуется, но в винотеках с дорогим вином.
Кстати, крупным производителям тоже непросто. За рубежом закупались бутылки, пробки, этикетки, картон.
«Но с уходом западных брендов в отрасли снизилась конкуренция, что дает российским виноделам новый шанс», — говорит Сергей Соловых.
В то же время нельзя не признать, что количество частных виноделен в России выросло.
«Правила для небольших хозяйств стали мягче. Стоимость лицензии на производство была снижена более чем в 10 раз. Получив лицензию крестьянско-фермерского хозяйства, можно не только производить вино даже в микровинодельне в своем дворе, но и продавать его там же, не получая розничную лицензию», — отметила Олеся Буняева, директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России».
По ее словам, благодаря принятию 468-го федерального закона о виноградарстве и виноделии вырос и спрос на российские вина небольших хозяйств. В первую очередь в ресторанном сегменте, где и развиваются продажи фермеров.
Для тех, кто пока неизвестен рестораторам и сомелье, был принят закон о винных ярмарках. Вино можно продавать прямо на фестивалях. Они прошли в этом году в Подмосковье, Анапе, Пскове, Ростове-на-Дону, Калуге, запланированы в Брянске и в Москве.
«За 10 дней работы фестиваля небольшая винодельня может продать до тысячи бутылок», — говорит представитель Роскачества.
Виноделие развивается на Кубани, в Крыму и Севастополе. Активно заявляет о себе Южный Дагестан. Опять же толчок дал 468-й закон, который стимулировал «коньячный» регион обратить внимание на вино.
Медленней развивается виноделие в Ростовской области, где трудоемкий процесс виноградарства. Зимы холодные, меньше туристов. «И у нас неразвито северное виноделие. Голландия, Германия и Швеция славятся виноградниками, а у нас мало хозяйств севернее Волгоградской области», — замечает Сергей Соловых.
В то же время большую роль играет активность региональных властей. Пример — Ставропольский край, где этим направлением занимается отдельная структура — Ставропольвиноградпром.
Доступность российских вин прямо связана с расширением площадей виноградников, развития отрасли в целом. Сейчас принята комплексная программа Минсельхоза России по развитию виноградарства и, что важно, питомников саженцев.
«В 2018 году производилось около восьмисот наименований вин из российского винограда, сейчас уже больше четырех тысяч. Виноделие России за годы проходит путь, на который другим странам потребовались десятилетия», — отметила Олеся Буняева.