Глава холдинга «Ариант» и губернатор Краснодарского края ответили на вопросы журналистов (Часть 2)
«Винодел России» публикует первую часть стенограммы с пресс-конференции в которой приняли участие журналисты крупных федеральных и краевых средств массовой информации.
Пресс-конференция прошла в рамках мероприятия по закладке камня в основание будущего нового завода «Кубань-Вино» и Центра энологии и туризма 16 ноября. На вопросы журналистов отвечали президент винного холдинга «Ариант» Александр Кретов, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка.
Что сегодня происходит в Краснодарском крае со столовым виноградом?
Андрей Коробка: Закладки столового винограда также производятся, только малыми предприятиями. Самая большая проблема сегодня в том, что во время сбора большое количество этого винограда и цена его низкая. Поэтому важно строительство виноградохранилищ, которые позволят реализовывать виноград, собранный летом, на новогодние праздники и так далее. Это, конечно даст толчок к развитию новых площадей под столовые сорта. Мы ни в коем случае не говорим, что уходим только в виноград технический. И сортовая политика у многих частных питомников активно развивается, чтобы удовлетворить спрос на виноград с хорошими вкусовыми качествами.
Александр Кретов: В этом году мы продали около 7 тысяч тонн столового винограда. Мы вышли напрямую на федеральные сети – «Магнит», Х5 – и удовлетворили заказы только лишь на 10% от того, сколько необходимо винограда. Более того, потребитель на прилавке сразу отмечает – вот это кубанский виноград, это вкусно, хорошо и полезно, а вот турецкий виноград, который не имеет вкуса и везется специально обработанный составом, и он, действительно, как искусственный. Поэтому потребитель рублем голосовал за кубанский виноград. И в планах нашей компании также вкладывать деньги в развитие столового винограда.
Вениамин Иванович, в крае действует программа поддержки по малым садам – это до 90% субсидий при закладке. Можно ли виноградарям рассчитывать на подобную программу? И возможно ли продумать, чтобы при закупке отечественного посадочного материала это тоже как-то субсидировать?
Вениамин Кондратьев: Что касается поддержки виноградарства именно малой формы хозяйства, то можно сегодня об этом говорить и планировать. Но, если брать виноградарство в целом, то оно активно развивается и, думаю, уже находится на той стадии развития, когда о господдержке нет необходимости говорить. Что касается садоводства и почему мы поддержали малый сад –отечественный рынок по яблокам желает лучшего - мы хотим, чтобы на региональном и федеральном рынках появились наши отечественные яблоки. Поэтому мы исходим из того, что есть фермеры, так называемые «малоземельцы», и для них выход – это малый сад, почему мы и сделали господдержку, убивая двух зайцев. Во-первых, мы поддерживаем малоземельных фермеров, которые могут сад заложить и получать урожай на небольшом участке земли. Во -вторых, мы насыщаем наш рынок кубанскими яблоками. Что касается виноградарства, то я считаю, что в этом проблем у нас нет, кроме столовых сортов. Но проблема в том, о чем говорил Андрей Николаевич Коробка – в хранении. К сожалению, виноград, если он натуральный, долго не хранится. Поэтому оказывать господдержку там, где она не принесет никакого результата и эффекта, будет не правильно. Когда появятся виноградохранилища, мы тогда будем в эту сторону двигаться. Сегодня, еще раз подчеркиваю, с виноградарством в целом ситуация стабильная, и в какой-либо корректировке и государственной поддержке не нуждается.
При заводе планируется Центр энологии и туризма, чем вы будете привлекать туриста?
Александр Кретов: Там будет на что посмотреть. Основная задача – поднятие культуры вина. За последние десять лет мы четко видим, насколько у нас изменился потребитель кубанского вина. Если десять лет назад стыдно было в Москве поставить на стол такую бутылку, то сегодня первые лица государства активно этим занимаются и, действительно, изменился потребитель. Да и люди хотят приезжать на заводы, смотреть, чем это вино отличается от этого вина, какая технология и так далее. Это будет, без ложной скромности, самый современный завод, где будут применены новейшие технологии, собранные со всего мира. И Центр будет рассчитан на то, чтобы повышать культуру нашего потребителя, чтобы рассказывать, что на Кубани не просто делается вино, а вино мирового уровня.
Сколько туристов вы планируете привлекать в год?
Александр Кретов: Есть цифра, сколько на Кубань приезжает туристов, есть цифра, сколько туристов будет двигаться с открытием моста в Крым. Мы не ставим себе задачу, сколько будем привлекать. Мы говорим, что на это территории мы можем качественно «обрабатывать» в день порядка 50 автобусов с туристами, а это должны быть маршруты, зал, где будут рассказывать и показывать, проводить профессиональные дегустации.
Планируете сотрудничество с туристическими агентствами?
Александр Кретов: Конечно. Более того, не только с кубанскими агентствами. Так как объект будет рядом с аэропортом, всего в пяти минутах, там будет гостиница, жилой комплекс. И сегодня все большей популярностью пользуется такой туризм – люди на Урале собрались, прилетели на Кубань выпить вина, получить новую информацию, провести здесь уик-энд и улететь обратно. И мы активно будем сотрудничать со всей Россией для привлечения туристов.
Вениамин Кондратьев: Я понимаю, что журналистам очень интересны цифры. Сегодня рынок определяет – сколько нужно, столько и дадут. Важно, чтобы мы готовы были реагировать на спрос рынка. И сегодня развитие виноделия обусловлено, в первую очередь, спросом рынка. Конечно, нужно признать, что та геополитическая ситуация, которая сегодня есть в отношении России и вокруг России, этому способствует. И здесь нужно понимать, и я не раз говорил об этом, что импортозамещение диктует вектор экономического развития и регионов, и бизнеса.
Сегодня мы должны заскочить на те полки, которые от импорта освобождаются. И виноделы не растерялись, они понимают, что сегодня вин, которые у нас было еще пять-десять лет назад в магазинах, уже нет. И они делают все для того, чтобы эту нишу занять. Важно понимать, чтобы мы это время не упустили, чтобы мы были готовы. Я допускаю все – может, эти полки откроются для импортного вина в том количестве, которое было раньше, но уже подвинуть вина наших виноделов им должно быть сложно. Мы максимально должны к этому стремиться. Поэтому мы уходим сегодня от зависимости от импортных саженцев. Потому что, если завтра мы пойдем в большую мировую конкуренцию, нас могут по-разному опять прижать и лишить возможности покупать импортные саженцы или не дать химические материалы, чтобы мы могли его защитить от болезней.
К сожалению, этап был такой в стране, когда мы все вырубили и уничтожили. И питомники уничтожили. А сегодня мы опять возрождаем, в том числе благодаря политике правительства и президента, и говорим с гордостью уже об отечественном вине, кубанском вине. Поэтому, конечно, питомники, которые сегодня должны быть, а у «Арианта» они уже есть, помогают ориентироваться на отечественный саженец, потому что он районирован и максимально защищен от болезней, потому что это наш саженец. И сегодня важно, чтобы таких питомников было как можно больше. Чтобы мы были максимально автономны. Это гарантия, что потрясения будущие уже страшны не будут. И сегодня многие виноградари к этому тяготеют. Это качественный посадочный материал, качественный виноград, качественный виноматериал и, как следствие, качественное вино.
Ни в коем случае нельзя отрывать виноградарство от виноделия. Был период, в том числе на Кубани, когда количество вина росло в геометрической прогрессии, а количество виноградников оставалось на прежнем уровне. Это говорит о том, что вино делали из всего, что попало. Виноматериал, который завозили, просто бодяжили. Так не должно быть, пропорционально должно быть количество вина посаженным саженцам, по-простому говоря. А сегодня у нас уже другая реальность, когда и количество винограда, и виноматериала превышает возможности заводов, которые делают качественное вино. И мы говорим о реальном этапе становления отечественного вина. Эта динамика заставляет нас удивляться. Но и количество заводов, которые могут переработать виноград и сделать из него качественное вино, тоже должно быть соразмерным. Невозможно поставить телегу впереди коней. Все должно быть правильно и логично. Сегодня, я вас заверяю, что в Краснодарском крае эта логика есть, «дорожная карта» развития и виноделия, и виноградарства отвечает темпам реального развития. Я думаю, что вино, которое производится и будет производиться в Краснодарском крае, будет лучшим не только в России.