Компания, владельцем которой считается председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, скупает виноградники в Крыму
Севастопольская компания «Инвест резерв» приобрела три земельных участка на аукционах департамента по имущественным и земельным отношениям Севастополя, сообщается на сайте департамента.
100% «Инвест резерва» принадлежит компании «Инвест плюс», которая принадлежит компании «Ист инвестментс», принадлежащей «Варгас пропертиз инк», зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Бенефициары последней не раскрываются. Гендиректор «Инвест плюс» Андрей Григорьев информацию о покупке участков подтвердил.
«Инвест плюс» – операционная компания крымского винного хозяйства Alma Valley. Основным бенефициаром этой компании считаются структуры, близкие к председателю правления ВТБ Андрею Костину, сообщал в 2014 г. журнал Forbes. В частных беседах топ-менеджеры Alma Valley также называли владельцем Костина. Костин есть среди бенефициаров, говорит человек, знакомый со структурой владельцев. Компания принадлежит российским частным инвесторам, сказал Григорьев «Ведомостям», а связь с Костиным комментировать не стал. Запрос, адресованный в пресс-службу ВТБ, остался без ответа.
В Alma Valley выпускаются красные, белые, розовые вина под одноименным брендом из собственного винограда, выращенного в Альминской долине. Площадь виноградников – 200 га, 150 га из них уже плодоносят, говорит Григорьев. В ближайшие два года планируется заложить еще 200 га виноградников, земли под которые компания приобретала последние годы. В настоящее время производство составляет 1 млн бутылок в год, говорит Григорьев.
Виноградники в Севастополе – новый проект компании «Инвест плюс», рассказывает Григорьев. Суммарная площадь участков здесь – 1088 га (это составляет почти пятую часть от зарегистрированных сейчас виноградников в Севастополе). Земли достались «Инвест плюс» за 474,8 млн руб. В аукционе также участвовала ялтинская компания «Ривьера-10», но ни одного лота не получила, указано в документации. Связаться с ней «Ведомостям» не удалось.
Купленные земли более 20 лет не использовались, поясняет Григорьев. На части из них расположены заброшенные виноградники, которые предстоит выкорчевать. В ближайшее время компании предстоит проанализировать почвы, после чего определиться с сортами винограда, который будут там выращивать. Его можно будет использовать как для тихих, так и игристых вин, считает Григорьев.
Хозяйство, которое будет создано в Севастополе, будет выпускать вино под новым брендом. Здесь принципиально другой терруар, а вина Alma Valley имеют защищенное географическое наименование, поясняет Григорьев. Земли будут осваиваться постепенно, под виноградники будет отведено примерно 700–750 га. Начать их закладку можно будет уже в 2018 г., на четвертый год виноградники начнут плодоносить. Компания собирается построить новую винодельню для переработки севастопольского винограда, в перспективе производство на ней оценивается в 4–5 млн бутылок в год. Это будет крупное производство, говорит гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Но до лидеров рынка все же далеко: «Кубань-вино» в прошлом году выпустила 37 млн бутылок, «Фанагория» – около 28 млн. Инвестиции составят несколько десятков миллионов евро, включая высадку лоз, говорит Григорьев. Существующие винодельческие мощности в Alma Valley компания будет загружать по мере увеличения производства винограда в Альминской долине, добавляет он.
Компания имеет возможность увеличивать производство, объясняет Григорьев.
Во-первых, государство оказывает существенную поддержку виноделам, прежде всего в виде дотаций на закладку новых виноградников и сниженной ставки акциза для вин с защищенным географическим наименованием. По данным министерства сельского хозяйства Крыма, в 2017 г. предусмотрена субсидия в 260 млн руб. на закладку и уход за виноградниками и 9 млрд руб. – на раскорчевку непродуктивных виноградников.
Во-вторых, рыночная конъюнктура благоволит. Ценовая категория, на которую ориентируется «Инвест плюс», – 1000–1500 руб. за бутылку в рознице, эту нишу до кризиса занимали качественные европейские вина, которые потом подорожали, говорит Григорьев. Такое вино востребовано у потребителя и ниша пока российскими винами не насыщена, полагает он.
Это интересная ценовая категория: рентабельность в ней – 100% и более, согласен владелец винодельческой компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. Вместе с тем работать в ней нелегко: высока конкуренция со стороны импортных производителей, ее доля в потреблении невысока – около 2%, считает он.
Интерес потребителя к российским винам действительно после кризиса вырос и ассортимент их был расширен, рассказывает руководитель пресс-службы «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. Но у российских виноделов есть существенная проблема – при увеличении объемов поставок качество может стать нестабильным. В результате большая часть покупателей за такую цену предпочитает европейские вина и вина стран Нового Света, говорит Голубков.
Потребители среднего класса теряют интерес к российскому вину, поскольку доходы их постепенно восстанавливаются, говорит Дробиз: производство российского вина в 2016 г. сократилось на 10% до 450 млн бутылок. А импорт вина, напротив, стал расти.