Минсельхоз предложил минимальную цену для бутылки вина
Минсельхоз выступил с инициативой установить минимальную розничную цену для вина. Это будет диапазон 180-190 рублей за стандартную бутылку 0,75 литра. Специалисты ведомства окончательно определятся к весне. Тогда же и направят предложение в Минфин – минимальные цены на алкоголь устанавливает министерство финансов.
По логике Минсельхоза, минимальная розничная цена станет ориентиром для потребителей при покупке спиртного. Все напитки с меньшей стоимостью уже начнут вызывать подозрения: да вино ли это? Более того, предлагается даже на этикетках продукта дешевле 180 руб за бутылку, так и писать: не вино, а "винный продукт". Так что, отталкиваясь от минимальной цены, можно будет «на глазок» определять качество алкоголя.
Эксперты алкогольного рынка не против инициативы в целом. Но вот цену считают завышенной.
- В России 50% вина продается дешевле 180 рублей, - рассказал Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. – Если установят такую минимальную цену – это значит, что половина продукции будет называться винными напитками. А зачем? Сейчас можно найти нормальное вино из винограда в магазине по 130 рублей. Вот это была бы справедливая минимальная цена.
Раньше в Минсельхозе уже предлагали установить минимальные цены на вино в России. Речь шла о 250 рублях за бутылку. Но в правительстве с идеей не согласились – дорого слишком. Да и обосновать необходимость именно такого ценника эксперты не смогли. К тому же, установление минимальной стоимости вина неизбежно приведет к росту цен на него. Так что, чем ниже будет «планка», тем меньше пострадают кошельки покупателей.
Мнения экспертов:
Михаил Смирнов, главный редактор портала «Алкоголь. Ру»:
– Хороших вин за 90 и за 100 рублей просто не бывает. Там виноград стоит дороже! Это поддельные алкогольные напитки – «напиток типа вина». Это ароматизаторы и вода.
Настоящее вино из винограда физически не может стоить дешево. Килограмм винограда, предположим, стоит 30 рублей. Из винограда нужно выдавить сок, нужно, чтобы он перебродил – и этот процесс надо контролировать постоянно, а это довольно дорогое занятие. Контролируется температура, содержание примесей и прочее-прочее. Нужно профильтровать, разлить по бутылкам, бутылки где-то надо хранить, потом отвезти на оптовую базу, с оптовой базы – по магазинам, и там тоже хранить. А вино – достаточно хрупкий продукт, требуется температурный режим. И все – торговля, оптовая база и собственно производитель вина – должны получить прибыль!
Эта мера принимается в интересах ритейла. Повышение минимальной розничной цены до 190 рублей приведет к тому, что торговля будет выкручивать руки производителям. Производителям это, может быть, и поможет, но я не думаю, что кардинально. Закупочные цены у производителя гораздо ниже. Вот если бы ввели меры по ограничению торговой наценки, это было бы и интересно, и правильно. Если ограничить торговую наценку, то в 150 рублей хорошие производители вина могут уместиться.
Денис Руденко, ведущий российский винный эксперт и критик, член Союза сомелье и экспертов России, основатель и ведущий дегустационного винного клуба «750ml»:
– Мера некачественный алкоголь отсечет. Но речь не о том, что он не сможет продаваться – продаваться он по-прежнему будет. Речь о том, что сейчас производители качественного вина не могут конкурировать с теми, кто производит некачественные винные напитки: покупает дешевое вино за рубежом, ввозит в страну, здесь разбавляет его водой и разливает по бутылкам. Такие производители могут демпинговать. А те, кто производит более-менее приличное вино, у них цены заведомо выше.
Чтобы не допустить демпинговой конкуренции со стороны производителей совсем уж плохого вина и дать возможность конкурировать производителям хорошего вина, вводится минимальная розничная цена. Мера эта правильная, но в то, что она сразу и радикально изменить ситуацию на рынке, я не особенно верю.
Алексей Сидоров, президент российской Ассоциации сомелье:
– Была бы моя воля, я бы вина меньше 300 рублей на полки магазинов не ставил. Все, что стоит меньше 300 рублей, – это напитки, сделанные из виноматериалов непонятного происхождения. Их можно пить, нельзя отравиться, но получить удовольствие от их употребления практически невозможно – они все безликие, одинаковые, без своего характера. Это дешевый сегмент – как дешевое пиво, которое все одинаково по вкусу, или как дешевый чай.
Надписи о том, что это винные напиток, никто не читает. Половина людей, которые подходят к прилавку с дешевым вином, не хотят вдаваться в подробности производства напитков – они хотят пить вино дешевое и вкусное, но так не бывает.
Правильно, что устанавливают такие рамки. Пусть будут вина от 180 рублей – это какой-то шаг вперед. Если люди хотят пить вино, то за это надо платить. Мы боремся за качество винопития. Я – за качественный продукт. По-настоящему хорошее вино начинается от 700 рублей – здесь уже можно получить удовольствие. За 500 рублей тоже можно купить хороший продукт, но это будет вино все же среднего качества.
Сейчас на рынке много хороших вин, даже если мы имеем в виду продукцию не многолетней выдержки, а начиная с 2015 года. Белые вина можно пить более молодыми, красные лучше, если пройдет год-два с момента изготовления, например, сейчас это вина 2015-2016 года.