После футбола: что даст ЧМ-2018 донскому винному туризму
Предстоящий Чемпионат мира по футболу сможет помочь развитию донского виноделия и энотуризма, считают опрошенные РБК Юг эксперты. Однако конкретные результаты можно будет оценить лишь после Мундиаля
Между футбольными матчами и ресторанами
Чемпионат мира по футболу способен дать толчок развитию винного туризма в Ростовской области, считает представитель винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров. По его мнению, жители России и других стран приедут в Ростовскую область не только ради просмотра матчей, но и за новыми впечатлениями.
«Мы плотно работаем над этим вопросом с правительством Ростовской области. В первую очередь при разработке программы для туристов рассматривались те точки, в которые они смогут без особых проблем добраться. Мы находимся в 20 км от Ростова, поэтому „Эльбузд“ — это одно из мест, в которые футбольных болельщиков будут ориентировать приехать. Туристы пробудут на Дону не один день, в Ростове они посмотрят рестораны, а потом смогут поехать, например, к нам», — отметил Гончаров.
В то же время, руководитель винодельческого хозяйства «Вилла Звезда» Игорь Губин считает, что проведение матчей ЧМ-2018 в Ростове практически не отразится на развитии винного туризма в регионе или популяризации донских напитков, а даст лишь перспективы на будущее
«Я не думаю, что в экспорте после чемпионата нас ждет большой прорыв на иностранный рынок или мировая известность нашей продукции. В качестве популяризации для иностранных гостей или российских болельщиков ЧМ может дать лишь небольшой импульс. Конечно, мы готовимся к этому событию, разрабатываем винные маршруты, имеем договоренности на этот счет с турфирмами. Также подготовили этикетки на латинице, чтобы наш продукт смогли запомнить те, кто не знаком с кириллицей. Но каких то особых изменений в нашей сфере или значительного роста туристического потока мы не ждем», — рассказал РБК Ростов Губин.
Руководитель «Вилла Звезда» также подчеркнул, что винный туризм может быть интересен большому числу туристов, однако во время больших спортивных событий необходимы новые формы работы, которые бы не требовали поездок длинной в несколько десятков километров.
«Донские виноделы вместе с департаментом потребительского рынка сейчас занимаются разработкой т.н. „винной мили“ в Ростове. Все уже знают „пивную милю“, когда человек идет из бара в бар и пробует различные сорта этого напитка от местных производителей. Сейчас формируется рабочая группа по созданию „винной мили“, в этом году планируется ее уже притворить в жизнь. Более точные сроки пока не могу назвать. Ясно одно — это очень перспективное направление, которое поможет действительно широко представить донские вина в т.ч. и на отечественном рынке», — добавил Губин.
Работа на перспективу
С гендиректором «Вилла Звезда» согласна и руководитель ассоциации экскурсоводов Ростовской области Татьяна Нечепаева. По ее словам, опыт проведения игр Лиги Чемпионов с участием ФК «Ростов» говорит о том, что для иностранных болельщиков в центре внимания находится футбол, а все туристические возможности — лишь дополнение.
«Когда к нам приезжали „Бавария“ и „Манчестер“, мы видели, что болельщиков интересует сначала футбольный матч, а затем город, в который они приехали. Именно город, а не регион. Высокий спрос был на пешие прогулки, все хотели увидеть достопримечательности. Поездки в другой город во время ЧМ будут, скорее, единичными случаями, исключая Новочеркасск — традиционно популярный маршрут. Иностранные туристы в России мало чем отличаются от наших туристов за рубежом — они, как и мы, хотят увидеть самые известные места того города, в который они прибыли, и лишь некоторые путешествуют внутри региона», — отметила Нечепаева.
По словам руководителя ассоциации экскурсоводов региона, среди самых популярных запросов у иностранных туристов можно выделить три категории: проживание, питание и экскурсии в черте города.
«Их интересует город, а не как мы бы хотели — целый регион. По предварительным оценкам мы уже видим, что в приоритете автобусные и пешие экскурсии в Ростове и посещение ресторанов. Но не все так плохо, у этой медали есть и обратная сторона — визит в Ростов сможет пробудить интерес у иностранных и российских туристов поближе познакомиться с Доном. Все должно пройти на высшем уровне, тогда в дальнейшем они захотят к нам вернуться и познакомится с Ростовской областью поближе, не в рамках турнира. Иначе говоря, сейчас все мы работаем на перспективу», — резюмировала Нечепаева.
Ранее председатель комитета Законодательного Собрания региона по молодежной политике, спорту и туризму Екатерина Стенякина отмечала, что гастрономический и винный туризм станет одним из приоритетных направлений развития туристской деятельности в Ростовской области.
«Сегодня туризм в Ростовской области становится все более привлекательным, в том числе для бизнеса. В частности, наш регион имеет большой потенциал с точки зрения развития гастрономического и винного туризма. В законе о туристской деятельности, над которым сейчас работают депутаты, мы предлагаем прописать приоритетные виды туризма, которые должны пользоваться поддержкой. Одним из таких приоритетов станет эногастрономический туризм», — сказала Екатерина Стенякина.
Как сообщал РБК Ростов, на поддержку донских виноградарей в 2018 году планируют направить не менее 28,5 млн руб.
Ежегодно объем средств, выделяемых виноградарям, увеличивается — в 2016 году было выделено 22,5 млн руб., в 2017 году — почти 33 млн руб. В частности, в донском регионе действуют субсидии, которые предоставляются производителям на закладку виноградников и на уход за ними. Так, на закладку виноградника размер субсидии составляет 183,9 тыс. руб. на один гектар, на уход — 47,8 тыс. руб. за гектар.
Кроме того, для поддержки виноградарей и виноделов Ростовской области в 2015 году в регионе был создан винный кластер «Долина Дона». На сегодняшний день в рамках развития кластера реализуются три основных проекта — научно образовательный, предполагающий подготовку кадров для винодельческой отрасли, туристический, а также проект создания фирменной розничной сети «Вина Долины Дона».