Послевкусие веков: в Крыму собрали более 500 экземпляров ДНК дикого винограда для возрождения автохтонных сортов
В Крыму сменялись люди, поколения, целые цивилизации. От многих не осталось и следа. Хотя нет — остался. В укромных уголках полуострова, там, где раньше жили люди, до сих пор растёт, тянется к солнцу дикий виноград. И он еще может открыть свои тайны.
В 2015 году был выделен грант, цель которого — исследование генетических ресурсов винограда в Крыму.
Для начала напомним, что в Севастополе реализуется проект «Терруар Севастополь». В рамках его воплощяется в жизнь сразу несколько проектов. Для туристов создан маршрут «Винная дорога». Как сообщили организаторы, по нему за этот год прошло более 300 туристов, в том числе известных блогеров и сомелье.
Еще одно перспективное направление для виноделов в Крыму — возрождение местных автохтонных сортов винограда. Делают это в том числе и изучая дикий виноград, сохранившийся в разных уголках полуострова.
Инициатором исследования выступил институт виноградарства и виноделия «Магарач» в Ялте.
«Сумма гранта составила порядка пяти миллионов рублей. У нас задача была прочесать Крым, все лесные массивы найти молодые лозы, старые лозы, которые растут в лесу отдельно от виноградников», — рассказывает Яков Волков, старший научный сотрудник Института «Магарач».
Дикий виноград предпочитает берега рек
«Образцы брали со старых лоз, большие такие лианы, они растут в основном по берегам речек крымских. Высота преимущественно до 600 метров над уровнем моря. В горных лесах Крыма собрали 500 образцов. Мы выделили ДНК, заморозили, потихонечку сейчас начинаем расшифровывать», — рассказал Волков
Образцы сверяют с международными базами информации по винограду. К каждому образцу прилагаются GPS координаты места, где его нашли.
С виноградом соседствуют заброшенные сады и древние руины
Часто у рек встречаются давно брошенные, старые сады. Это так называемые чаиры.
«Встречали там такие черешни и другие деревья, что один человек ствол не обхватит», — рассказывает Волков.
Искали виноград и рядом с местами, где точно жили люди. Еще древние греки утверждали, что «цивилизация там, где растёт виноград». Как бы то ни было, в Крыму, там, где жили люди, они сажали «солнечную ягоду».
«Эски-Кермен, Мангуп. Если к Мангупу подниматься, то можно увидеть огромные толстые лозы. Их ответвления охватывают метров, может 200 по площади», — рассказывает Волков.
Крымские автохтонные сорта винограда зачастую имеют характеристики столового винограда. Вино делали только местные христиане, мусульманское население употребляло виноград в пишу.
«Татары выращивали виноград, но вино не делали. Поэтому селекция была соответствующая. Чтобы ягода была крупнее и слаще на вкус», — поясняет Волков.
Расшифровка ДНК даст ответы на многие вопросы, но требует дополнительных средств
«После того как расшифруем все ДНК мы можем сказать откуда этот виноград, зародившийся или это там то, что было завезено из Рима, античной Греции, Византии и т.д.» — говорит Волков.
Это может быть интересно не только для виноделия, но и для истории. Так, историкам до сих пор не ясно, культивировали ли виноград в своих поселениях тавры, аборигены древнего Крыма, или же культуру виноделия принесли сюда древнегреческие колонисты.
«Сейчас идут первые исследования ДНК из того, что мы собрали. Для дальнейшего исследования нам нужно будет ещё один грант, финансирование», — сказал Волков.
Автохтонные сорта лучше сохранились в юго-восточном Крыму, но Севастополю тоже есть что предложить
Первый год исследовался ЮБК. Второй — Севастополь и Бахчисарайский район (Байдарская долина и так далее). Третий год — исследовались окрестности Судака, это тот регион откуда многие крымские автохтонные сорта. Считается, что их родина — это окрестности Судака, вплоть до Феодосии
Из местных и довольно популярных крымских сортов можно отметить, например, Кокур. Вообще же таких сортов очень много, некоторые — и довольно удачные — выводились уже в советское время (например, успешно выращиваемый Рубиновый Магарача).
В Севастополе об автохтонном винограде, таком сорте, о котором уверенно можно сказать что он потомок винограда, возделываемого на хоре жителями Херсонеса, и о его возрождении, говорить пока рано. Большая часть Геркалейского полуострова, там где и была хора Херсонеса, подвергается активной антропогенной нагрузке. Даже если встретить здесь дикий виноград, он с большей вероятностью окажется одичавшим в сравнительно недавний отрезок времени, нежели потомком винограда с античных и средневековых усадеб.
Но в окрестностях Севастополя всё же есть уголки, где сохранился дикий и, возможно, автохтонный виноград. Так, мыс Виноградный на Фиоленте получил своё название как раз из-за зарослей дикого винограда. Их там можно встретить в укромных уголках среди скал и сегодня. Историки говорят, что человек там жил в раннее средневековье (там был христианский монастырь), а возможно и раньше.
В перспективе возрождение «херсонесского» сорта винограда возможно, считают исследователи.