Рынок крепкого алкоголя трансформируется: прогноз экспертов отрасли
В сегменте крепкого алкоголя происходит повышение покупательской активности. Данный ажиотаж, возможно, обусловлен ситуацией неопределенности, говорят представители рынка. Проще говоря, многие россияне начали выпивать «дорого и красиво». Однако вопрос в том, что ресурс брендового импортного крепкого алкоголя в стране заканчивается.
Спрос на алкоголь есть, и он не падает, отмечают игроки рынка. Так, по информации Торгового Дома «Арома», портфель импорта в компании не сократился и объемы продаж не изменились. Поставки алкогольной продукции из Италии, Испании, Германии и других сран Старого света на российский рынок продолжаются. Что касается Новой Зеландии, Калифорнии, Австралии и США — сегодняшний день импорт по данным направлениям прекращен. Поставки крепкого алкоголя в Россию из Шотландии, Англии и Ирландии также пока остановлены. Однако, по словам регионального представителя компании Евгении Андреевой, уход известных брендов стал катализатором для развития новых направлений. В частности, ТД «Арома» налаживает коммуникации с другими производителями качественного алкоголя. Анализируется возможность сотрудничества в данном направлении с Таиландом, Индией, Японией.
Евгения Андреева рассказала, что в портфеле компании значительно увеличивается доля алкоголя российского производства, которое разливается на заводах Краснодара, Ставрополя, Дагестана.
Тем временем, ритейлеры и бармены отмечают, что привычного импортного алкоголя становится все меньше.
По словам бренд бармена ресторана «Лаффа» (Приморский край) Михаила Бачинского, полки в барах медленно пустеют: «Немногим лучше обстоят дела и у точках розничной продажи алкоголя, которые торгуют остатками знаменитых брендов и чем заменить их, когда те закончатся, не имеют представления».
Роман Ракуса (основатель сети магазинов «Винотека») поясняет, что очень скоро представленность алкоголя на российских полках серьезно сократиться, некоторые напитки уйдут совсем: «Пути ввоза практически любого алкоголя в Россию, конечно, есть, но логистика стала дороже и сложнее».
А ресторатор Игорь Николаев предполагает, что Новый год придётся встречать без любимых вкусов: «Мы в баре сделали запасы, которые, впрочем, уже подходят к концу. Сейчас находимся в активном поиске аналогов. Впрочем, сейчас многие участники рынка ищут альтернативу ушедшим брендам, стараясь наладить поставки из тех стран, которые сотрудничают с Россией. Не стоит списывать со счетов параллельный импорт, который откроет новые возможности ввоза импортного алкоголя».
Про поиск аналогов рассказал Адам Бакиров, шеф-бармен в баре «БЫВШИЕ»:
«Сейчас многие начали подходить к этой проблеме с креативом и выбрали разные пути работы. Например, мы начали активно искать альтернативы среди местных производителей. И на удивление, хочу отметить, что уже есть на рынке бренды, на которые можно обратить внимание».
В целом, многие игроки рынка не считают уход маститых брендов проблемой. Занять опустевшую нишу сегодня мечтает большое число желающих, которые понимают, что это шанс получить огромную долю рынка и прибыли.
«Кто-то уже налаживает альтернативный импорт из других стран, другие открывают винокурни в России, альтернатива ушедшим брендам есть на все 100%. Мы, например, занимаемся только уникальными, штучными позициями, работаем с маленькими домами», — говорит Роман Ракуса.
По его мнению, ситуация не критична: «Ведь речь идет по большей части о брендах, которые отличаются от миллионов других только раскрученной маркой. В них на протяжении десятков лет вкладывались сотни миллиардов долларов и, по сути, покупатель платит не за качество, а за «имя».
«Что было раньше? – задается вопросом Ракуса. — Львиная часть прибыли оседала за границей, не в нашей стране. Бизнес в регионах не развивался, контракты были московские. А сейчас многих радует перспектива того, что частные небольшие винокурни и магазины имеют шанс зайти на рынок с местной продукцией не худшего, а то и лучшего качества и по доступным ценам».
Винодел Андрей Бралеев отметил, что в России есть все для производства прекрасного алкоголя, в том числе и собственные солодовни: «Тот-же виски – это простейший напиток, производимый из ячменя, которого даже в Приморье очень много. Но главное, мы восстанавливаем традиции собственного, исконно русского производства. И наш напиток вовсе не водка, как считают многие, а хлебное вино. В Шотландию туристы специально приезжают, чтобы попробовать их местный виски. А к нам бы ехали за нашим традиционным напитком – хлебным вином».
Евгения Андреева уверена: наступила новая реальность. Известные, привычные марки крепкого алкоголя с рынка ушли – это факт. «Тем не менее, никакого кризиса не произошло. На смену ушедшим брендам приходят новые, не менее качественные. Альтернатива уходящему с рынка алкоголю уже есть и, полагаю, перестройка населения пройдет достаточно безболезненно», — резюмировала региональный представитель ТД «Арома».