Более 1/3 россиян употребляют вино не реже 1 раза в месяц, согласно исследованию РСХБ и НАФИ
Аналитический центр НАФИ провел исследование по заказу РСХБ о потреблении вина в России перед вторым Российским винодельческим форумом. Результаты исследования были сравнены с данными аналогичного исследования, проведенного годом ранее. По результатам опроса было установлено, что доля россиян, употребляющих вино не реже 1 раза в месяц, составляет 38% от общего населения страны, что на 4 п.п. выше результатов прошлого года. Базовая ценовая категория винной продукции, предпочитаемая отечественным потребителем, остается в диапазоне от 300 до 700 рублей. Одновременно вино, произведенное в России, лидирует во всех категориях, от сухих до крепленых вин, в кластере географии винных предпочтений потребителей.
Красное вино - прекрасное вино. Более трети россиян употребляют вино не реже 1 раза в месяц (38%). При этом лидером является красное сухое вино – 80% опрошенных покупают его чаще всего, 13% респондентов покупают его 1 раз в неделю. В то же время игристое, красное полусладкое и красное сухое входят в топ-3 видов вин, которые в целом приобретаются россиянами чаще всего. При выборе конкретного вина потребители почти в равной мере ориентируются на три фактора – вкусовые особенности (56%), личный опыт потребления (56%) и цену (55%).
Внешний вид упаковки и бутылки оказывает большее влияние на потребителей в возрасте от 18 до 24 лет (30%). Для российских потребителей в возрасте 35-44 лет более важен факт зарубежного производства вина (6%). Потребители старше 55 лет в большей степени ориентируются на вкусовые характеристики вина (65%) и личный опыт потребления (67%).
Мужчины чаще обращают внимание на факт отечественного производства вина (28%), в то время как женщины чаще интересуются скидками и акциями (26%) и вкусовыми особенностями вина (62%).
Большинство российских потребителей предпочитают приобретать вино в ценовом диапазоне от 300 до 700 рублей (60%). Вино стоимостью от 700 до 1000 рублей популярно у 17% потребителей, в то время как всего 7% предпочитают вино стоимостью от 1000 до 1500 рублей. Только 6% приобретают вино дороже 1500 рублей.
В отличие от результатов прошлого года, россияне предпочитают отечественные вина во всех категориях, от игристых до крепленых – доля предпочтения составляет от 50 до 70%. На втором месте по популярности стран-производителей различных видов вин - Грузия и Абхазия.
Почти каждый четвертый (23%) потребитель обращает внимание на происхождение вина, и это значение выше на 4 п.п. по сравнению с прошлым годом.
В целом каждый второй опрошенный (48%) считает, что качество российского вина улучшилось за последний год. Кроме того, 27% россиян планируют увеличить потребление российских вин.
Важно отметить, что 30% российских потребителей вина однозначно готовы выбирать отечественные марки при заказе в ресторане, что на 6 п.п. больше, чем годом ранее.
Среди факторов, которые могут негативно сказаться на готовности приобретать отечественную продукцию, респонденты по-прежнему указывают первоочередно на устойчивые негативные стереотипы о российском вине (50%, -4 п.п. к прошлому году). Также важными барьерами могут стать низкий уровень доверия производителю (43%, -8 п.п. к прошлому году) и недостаточная известность российских брендов (41%, -4 п.п. к прошлому году). В то время как продуктовые и ценовые характеристики вина (качество, вкус, разнообразие сортов, цена) упоминались значительно реже в качестве потенциального барьера к покупке.
Информация о российских марках вина востребована 85% потребителей. Наибольший интерес к ней проявляют россияне старше 45 лет (88%), проживающие в Уральском (94%), Приволжском и Северо-Западном федеральных округах (по 87%).
Константин Стырин, заместитель Председателя Правления Россельхозбанка:
«Россельхозбанк уделяет особое внимание поддержке российского виноделия, реализуя различные проекты от обучения кадров в «Школе фермера» и на платформе «Я в агро» до финансовой поддержки представителям крупного бизнеса и МСП отрасли, а также проводим такой масштавбный форум, который стал своеобразным «винным ПМЭФ». Для выстраивания диалога и эффективного взаимодействия между виноделами и потребителями, мы в сотрудничестве с НАФИ второй год проводим исследование потребительского поведения россиян в отношении вин, сделанных в России. Полученные результаты радуют – лояльность россиян демонстрирует положительную динамику - уже каждый третий россиянин хочет покупать российские вина чаще. И это результат совместной деятельности не только виноделов, но и отраслевых и бизнес сообществ, государства, а также амбассадоров российского виноделия».