Производители готовы к интернет-продажам алкоголя в РФ даже с ограничениями
Продажа алкоголя через интернет в России нужна, даже если сперва она будет проходить с ограничениями, считают опрошенные агентством «Прайм» производители алкоголя.
Вместе с тем, отмечают они, текущая версия законопроекта об онлайн-продажах спиртного требует доработки: некоторые запреты могут быть излишними, а отдельные аспекты, напротив, пока не учтены.
В середине ноября Минфин РФ опубликовал третью версию законопроекта о начале онлайн-торговли алкоголем в России. Согласно новой версии, с 1 января 2018 года в России могут быть разрешены интернет-продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи, российского вина и шампанского, но только для производителей и оптовиков.
С начала 2019 года производители и оптовое звено смогут продавать в интернете и остальной алкоголь, а с января 2021 года розничные продажи спиртного через интернет станут доступными и для ритейлеров и предприятий общепита.
Кроме того, до 2021 года в реестр интернет-продавцов пива, сидра, пуаре и медовухи могут быть включены только организации, имеющие основное технологическое оборудование для производства этих напитков, использование которого признано допустимым. Сведения об этом оборудовании должны быть отражены в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования.
«В общем и целом закон нас устраивает. Единственным крупным недостатком закона в текущей редакции является исключение держателей розничных лицензий из интернет-торговли в первые годы действия. Такое ограничение представляется избыточным», - отметил гендиректор «Абрау-Дюрсо» ABRD Владимир Масловский.
Гендиректор Inkerman International Сергей Лебедев также поддержал законопроект.
«Это необходимая мера для продвижения категории вина в целом и российского вина в частности», - отметил Лебедев.
«Пусть даже сначала торговля будет с ограничениями, как это предлагается в законопроекте. Постепенно можно будет оценивать, какие из этих ограничений работают плохо, и отменять их», - указал, в свою очередь, директор по корпоративным отношениям российского Heineken Кирилл Болматов.
ШАГ НУЖНЫЙ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ОСТОРОЖНЫЙ
Российские пивоваренные компании поддержали разрешение интернет-продаж пива с января следующего года. Вице-президент "Балтики" (входит в группу Carlsberg) по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа Алексей Кедрин назвал разрешение дистанционной торговли алкоголем своевременным шагом.
«Он поможет навести порядок в сети интернет и перекрыть нелегальный канал, который сегодня уже существует: перевести его в правовое поле, создать понятные «правила игры», максимально эффективно настроить инструменты контроля», - указал он.
По мнению директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании «САН ИнБев» (пиво Bud, «Клинское», «Сибирская Корона») Ораза Дурдыева, российский рынок пива по-прежнему является одним из самых «зарегулированных» в мире.
«Поэтому мы поддерживаем любые новые меры, стимулирующие развитие рынка. И в этом смысле интернет-торговля - одна из них. Текущая редакция законопроекта дает возможность совершеннолетним россиянам покупать пиво в интернете в установленные законом временные рамки с 1 января 2018 года», - добавил Дурдыев.
ЛУЧШЕЕ НЕ ВСЕГДА ВРАГ ХОРОШЕГО
Вместе с тем производители указали на необходимость доработки законопроекта.
«В текущей редакции не сформулирован порядок соблюдения ряда ограничений, включая предотвращение продажи несовершеннолетним, соблюдение установленного времени продажи. Эти моменты стоит конкретизировать», - привел пример гендиректор «Абрау-Дюрсо» Масловский.
«Текущую версию необходимо дорабатывать с учетом рыночных реалий и особенностей ведения бизнеса всех потенциальных участников процесса: производителей и оптовиков, ритейлеров и предприятий общепита, а также организаций по доставке продуктов питания и готовой еды, которые по сути не являются продавцами, а выполняют лишь роль агрегаторов заказов курьерских служб», - считает Кедрин из «Балтики».
Только в таком случае, продолжил он, законопроект сможет не только решить проблемы, связанные с незаконной торговлей алкоголем в интернете, но и стать действительно полезным для развития электронной торговли в целом. Требование же по регистрации производственного оборудования для онлайн-продавцов пива сами пивовары не считают тяжелым бременем.
«Практически ни одно из ограничений, которые прописаны в законопроекте, не являются слишком обременительным для легальных производителей пива. Сейчас мы и так регистрируем все оборудование. Разумеется, для тех, кто производит продукцию в подпольных условиях, это будет проблемой», - отметил Болматов из Heineken.
«Оборудование любого производителя уже зарегистрировано. Но если закрепить такое требование, из зоны применения закона будут исключены розница и предприятия общепита, а, значит, возможность выполнения целей по интенсификации дистанционной торговли продуктами питания ставится под вопрос», - указал Кедрин.
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОДАЖИ
Судя по всему, предлагаемый запрет для ритейла и общепита продавать на первых порах алкоголь в рознице не будет означать, что спиртное в интернете для граждан будет совсем недоступным. Например, и «Абрау-Дюрсо», и Inkerman изучают возможности дистанционной продажи своей продукции.
«Смотрим на площадки партнеров, в том числе - дистрибьюторов, оптовиков как на потенциальные площадки продаж онлайн. Как показывает практика, для онлайн-торговли экономически выгодно партнерство - и в части предлагаемого ассортимента, и в части логистики», - отметил гендиректор Inkerman International Лебедев.
По его словам, интернет-торговля вином, тихим и игристым, уже сейчас готова к старту у большинства оптовиков и у многих крупных производителей.
«Безусловно, «Абрау-Дюрсо» будет участвовать в развитии данного канала продаж, в том числе через собственные оптовые компании», - добавил, в свою очередь, Масловский.
В свою очередь, производители пива планы по продажам через интернет комментируют осторожно.
«Сейчас, наверное, говорить еще рано. Мы будем использовать те возможности, которые дает нам закон, и учитывать финансовый аспект. Возможно, получится так, что после начала интернет-продаж пива их объемы будут не очень существенными, но все равно их стоит запустить», - говорит Болматов.
Представитель «САН ИнБев» сообщил, что компания рассматривает различные возможности по интернет-продажам.
«Конкретная опция, действовать ли напрямую или через партнеров, будет детально обсуждаться после принятия финального текста закона», - указал Дурдыев.
«Балтика» будет также наблюдать за этим каналом продаж и анализировать возможности.
АЛКОГОЛЬ ДЛЯ МАСС ИЛИ ДЛЯ ЭЛИТ?
Вице-президент «Балтики» Кедрин отметил, что, например, при запуске дистанционных продаж пива наибольший потенциал может открыться для онлайн-продаж продуктов питания и готовой еды. Однако законопроект откладывает интернет-продажи алкоголя для розницы и общепита на кажущийся сейчас далеким 2021 год.
Встает вопрос: насколько вообще интернет-продажи спиртного будут массовыми и популярными у россиян? Ответы разнятся. Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что онлайн-продажи алкоголя в России долгие годы не будут массовыми.
«Это будет уделом состоятельных людей, от силы 20% населения будет пользоваться этой услугой. Никто дешевую бутылку водки через интернет покупать не будет. Там будет продаваться только дорогая продукция: вино и крепкий премиальный алкоголь», - рассуждает эксперт.
«Я думаю, потребители все же будут пользоваться такой возможностью. С точки зрения ресторанов и ритейлеров, конечно, 2021 год – это большой срок. Возможно, этот канал на первое время будет для нас недоступен, хотя у многих ритейлеров сейчас есть лицензия на оптовые продажи алкоголя. Они ее могут использовать», - говорит, в свою очередь, Болматов из Heineken.
Вероятно, россияне действительно заинтересованы в возможности покупки алкоголя в интернете. Например, директор по электронной коммерции сети супермаркетов «Перекресток» Денис Васильев рассказал, что с момента запуска онлайн-супермаркета «Перекресток» получает от покупателей обратную связь, в которой они жалуются на то, что не могут приобрести алкогольную продукцию.
«Поэтому, как только законодательно продажа алкоголя онлайн будет разрешена, мы обязательно ее запустим. И для этого уже все готово: мы заранее продумали возможные бизнес-процессы и даже провели оценку того, какое оборудование нам потребуется в работе», - указывает Васильев.