«Коммерсантъ»: Как повлияет на российский рынок появление шведского сомелье
Общий объем инвестиций Яна Бернадотта в проекты в России в первый год составит около 140 млн рублей, половина этой суммы будет вложена в продвижение продукции.
Брат шведского короля решил заняться российским вином: троюродный брат короля Швеции и по совместительству потомок семьи Романовых Ян Бернадотт планирует выпуск вина в Крыму под брендом «Romanov — Массандра». Ранее потомок российской царской семьи запустил в России производство водки. Как историческое имя повлияет на продвижение бренда и скажется ли заинтересованность зарубежного сомелье на развитии винной отрасли в России, выяснял Иван Якунин.
Ян Бернадотт считается праправнуком русского императора Александра II. Свой визит в Крым потомок царской семьи назвал «данью памяти предкам в годовщину трагических событий», однако его привлекает не только история, но и бизнес. Интерес к российскому вину неслучаен — в Европе Бернадотт больше известен как сомелье. На заводе «Массандра» он продегустировал 13 сортов напитка и решил, что под брендом «Romanov — Массандра» будет выходить целая серия крымских вин. По данным РБК, за одну бутылку «царского» напитка придется отдать около 1,5 тыс. руб.
Директор Центра социологических исследований РГГУ Мирослава Цапко считает, что основная клиентура Бернадотта — все-таки не россияне, а иностранцы. В стране до сих пор неоднозначное отношение к событиям 1917 года, заметила она:
«Возможно, это сработает на зарубежной аудитории, где у потенциальных покупателей есть сложившееся мнение о событиях 1917 года. В нашем обществе отношение к царской семье противоречиво — особенно сейчас, когда отмечается столетие революции».
Праправнук императора интересуется не только российским вином: этим летом Бернадотт запустил под брендом монаршей семьи производство водки. Причем этикетка продукции очень лаконична — на белом фоне лишь красуется латинская буква «R», стилизованная под императорский вензель. На прилавках водка появится уже этой осенью.
Громкое имя вряд ли поможет раскрутить бренд, считает преподаватель Высшей школы экономики, руководитель рекламного агентства Strong Дмитрий Сендеров. По его словам, на алкогольном рынке важнее качество продукта:
«Фамилия Романов будет восприниматься покупателями не более и не менее звонко, чем Суворов, например, или Кутузов». Название, не подкрепленное качеством и историей, никогда не дает большого простора для развития бренда. Если это стандартное вино, на котором просто поменяли наклейку, то оно будет показывать соответствующий объем продаж».
Эксперты, опрошенные «Коммерсантъ FM», признают, что интерес известного зарубежного сомелье к российскому алкоголю позитивно скажется на отрасли. По данным РБК, только в 2017 году потомок царской семьи вложит в свои проекты 140 млн руб., и это может быть сигналом для других зарубежных инвесторов, отметил руководитель Российской ассоциации сомелье Артур Саркисян:
«Это очень хорошее начало для того, чтобы люди поняли, что в России есть виноделие. Господин Бернадотт бережно относится к своему имени, поэтому, думаю, он приложит все усилия к тому, чтобы сделать хорошее вино. Может быть, это заставит людей обращаться не во французские винодельни, а в российские — тем более, с такой историей».
Впрочем, развивать бизнес в России потомку Романовых может быть трудно — дело в том, что крымский завод «Массандра» находится под санкциями Евросоюза. По данным СМИ, Ян Бернадотт — гражданин Швеции, а значит, ему запрещено инвестировать в компании полуострова.
Производство водки под брендом «Романов» началось этим летом, продукцию планируется поставлять как на внутренний рынок, так и на экспорт. Стоимость бутылки крепкого алкогольного напитка объемом 0,5 л составит около 600 руб.